«В бытность в Оптиной известного старца о.Льва [Наголкина] один инок, 22 года проходивший молитву Иисусову, впал в уныние оттого, что не видит никаких благоприятных результатов своего труда. Он пошел к Старцу и высказал ему свое горе:
– Вот, отче, 22 года совершаю я Иисусову молитву и не вижу никакого толку.
– А какой же ты хочешь видеть толк? – вопросил его Старец.
– Как же, отче, – продолжал инок, – я читал, что многие, совершая эту молитву, стяжали духовную чистоту, имели дивные видения, достигали полного бесстрастия. А я, окаянный, искренне сознаю, что я самый великий грешник, вижу всю свою скверну и, размышляя о сем, идя по дороге от монастыря к Скиту, часто трепещу, чтобы не разверзлась земля и не поглотила бы такого нечестивца, как я.
– А ты видел когда-нибудь, как матери держат на руках своих детей?
– Конечно, видел, отче, но как ко мне-то это относится?
– А вот как: если ребенка потянет к огню, и даже будет плакать, чтоб его ему дали, – позволит ли мать обжечься ребенку ради его слез? <…> Так и Господь поступает, чадо мое. Он благ и милостив, и мог бы, конечно, дать человеку какие угодно дары, – но если это не делает, то для нашей же пользы.
Покаянное чувство всегда полезно, а великие дары в руках человека неопытного могут не только принести вред, но и окончательно погубить его. <…> Господь иногда дарует особенные духовные дарования и малоопытным за неотступные просьбы, но говорит: «Будь осмотрителен». Бывали случаи, что великие подвижники, получив особые дарования, за гордость и осуждение других, не имеющих таких даров, ниспадали в глубину погибели.
– А все-таки хотелось бы от Бога гостинчика, – продолжал инок, – тогда и трудиться было бы и спокойнее, и радостнее.
– А ты думаешь, это не милость Божия к тебе, что искренне сознаешь себя грешником и трудишься, совершая молитву Иисусову? Продолжай поступать так же, и, если Господу будет угодно, Он даст тебе и сердечную молитву.»
Преподобный Варсонофий Оптинский